О разнице между госпокорпорацией и частным бизнесом. Пока одни говорят о будущем, другие его создают за 60 дней. Tesla vs Росатом
Крупнейшая в мире литий-ионная батарея
Tesla подключена к энергосети Австралии
Москва. 1 декабря. ИНТЕРФАКС - Крупнейшая в мире литий-ионная аккумуляторная батарея емкостью 100 МВт.ч, собранная Tesla в штате Южная Австралия, была официально подключена к общей энергосети, говорится в опубликованном в пятницу сообщении правительства штата.
Фактически подача электроэнергии началась еще в четверг из-за повышенного спроса, вызванного жаркой погодой, отмечает ВВС. Однако глава правительства Южной Австралии Джей Уэзерхилл провел торжественную церемонию 1 декабря.
Основатель Tesla Илон Маск обещал собрать аккумуляторную батарею за сто дней с момента подписания соглашения, заключенного. Он уточнил, что если Tesla не справится со сборкой в указанный срок, то аккумуляторная батарея достанется Южной Австралии бесплатно. Обратный отсчет стартовал 30 сентября - на сборку батареи в итоге ушло 60 дней.
Аккумулятор располагается в Джеймстауне, в 200 км к северу от крупнейшего города Южной Австралии Аделаиды. Он подключен к ветряной электростанции "Хорнсдейл", построенной французской компанией Neoen.
Аккумуляторная батарея способна обеспечить электричеством 30 тыс. домов в течение часа, но, скорее всего, будет использоваться для поддержки существующих поставок электроэнергии. Стоимость хранилища оценивается в $50 млн.
Батарея состоит из отдельных блоков Tesla Powerpack, каждый из них содержит 16 литий-ионных аккумуляторных сборок с индивидуальными DC-DC-преобразователями и контроллерами. Емкость одного блока составляет 210 кВТ.ч. Таким образом, австралийская батарея собрана из 476 блоков Powerpack.Глубина одного блока - 1,3 метра, ширина - 0,8 метра, а высота - 1,6 м. Несколько таких аккумуляторных блоков подключаются к мощному промышленному инвертору, преобразующему постоянный ток в переменный. Инвертор обеспечивает трехфазное питание от 380 В до 480 В. Мощность одного блока Powerpack составляет 50 кВт при отдаваемом напряжении 480 В.
Южная Австралия столкнулась с острой нехваткой электроэнергии после того, как в сентябре 2016 года на штат обрушился сильнейший за последние 50 лет ураган. В столице штата Аделаиде скорость ветра достигала 90 км/ч, а волны - более 10 метров. Ураган повредил объекты инфраструктуры и оставил без электричества около 1,7 млн человек.
В начале 2017 года правительство сообщило, что ни ветрогенераторы, ни солнечные электростанции не могут справиться с пиковыми нагрузками на сеть. При этом власти констатировали, что альтернативная энергетика в штате развивается медленно.
http://atomicexpert.com/page1777261.htmlОлег Барабанов,
директор по развитию и реструктуризации госкорпорации
«Росатом»Четвертая промышленная революция приводит не только к созданию новых секторов и рынков, но и к радикальной трансформации традиционных и инфраструктурных отраслей. Так, изменения, ставшие результатом перехода к новому технологическому укладу, сегодня наблюдаются в сфере электроэнергетики, что объясняется как тенденциями развития генерирующих мощностей, так и распространением технологий и практик повышения эффективности использования энергии.
Росатом не исключение. Нам удалось успешно реализовать несколько пилотных проектов в области систем накопления энергии на отраслевых предприятиях Росатома. В рамках этих проектов были апробированы как технические решения различных производителей, так и несколько экономических моделей использования систем накопления.
Между тем экономическое развитие регионов России сегодня зачастую ограничивается недостаточной развитостью внутренней энергетической инфраструктуры — подключение нового потребителя требует значительных временны́х и финансовых затрат. В силу особенностей сегодняшних подходов к проектированию энергосистем лимит подключаемой мощности должен обеспечивать возможность постоянного пикового потребления.
При этом в течение суток у большинства потребителей продолжительность пикового потребления может составлять всего от 2 до 6 часов, а в остальное время потребление в разы меньше пиковой мощности. Таким образом, энергетическая инфраструктура одновременно может быть недозагружена бóльшую часть времени и не иметь при этом мощности для подключения новых потребителей.
Во всем мире эта проблема решается путем сооружения дополнительных объектов инфраструктуры — распределительных сетей и подстанций. Альтернативным решением могло бы стать широкое применение накопителей энергии, в первую очередь электрохимических, поскольку они технически и технологически проработаны, надежны, компактны.
Использование накопителей энергии позволит выровнять разницу между средним и пиковым энергопотреблением, в результате появится возможность подключать к объектам энергетической инфраструктуры новых потребителей без увеличения установленной мощности, а стоимость подключения и расходы потребителей непосредственно на электричество будут оптимизированы за счет сдвига потребления на период действия низкого ночного тарифа.
Аналогичным образом применение накопителей энергии может стать инструментом сокращения вложений в новую инфраструктуру и в новые или замещающие мощности генерации. Кроме того, при использовании накопителей за счет выравнивания графика потребления и, соответственно, повышения базовой загрузки надежность энергосистемы в целом должна повыситься, а эффективность базовых генераторов (например, ТЭЦ, АЭС) — возрасти за счет более высокого КИУМ.
Однако и в мире, и в нашей стране создание, апробация и внедрение систем накопления требуют принятия ряда мер институционального и организационного характера. При решении этой задачи, в частности, в России, определяющими условиями должны стать изменение архитектуры розничного сектора рынка электроэнергии, дерегулирование экономических отношений его субъектов. Пока что вопросы, связанные с долгосрочными приоритетами отраслевой технологической политики, только предстоит решить.
Экономически обоснованное применение систем накопления энергии в самом ближайшем будущем связано не столько с резервированием критичных узлов, систем и оборудования в энергетике, сколько с развитием электротранспорта (в частности, городского), обеспечением основного и резервного питания объектов здравоохранения и другими подобными факторами.
Участие в проектах такого типа создаст дополнительные преимущества для Росатома и укрепит его позиции как активного помощника процессам, связанным с экологически дружелюбной энергетикой, направленным на переосмысление отношения к окружающей среде и реальную заботу о людях.
В настоящее время Топливная компания ТВЭЛ готовит продуктовую стратегию в области систем накопления энергии, параллельно взаимодействуя с российскими автопроизводителями, для которых разрабатываются соответствующие решения, а также с муниципальными транспортными предприятиями как потенциальными заказчиками общественного электротранспорта.
О рыночных трендах, наработках Росатома в сфере систем накопления энергии и перспективах их применения читайте в рубрике «Новые бизнесы».
http://www.rosatom.ru/journalist/news/rosatom-i-kamaz-obedinyat-usiliya-v-sozdanii-elektrotransporta/2 июня 2017 года на Петербургском международном экономическом форуме 2017 года состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве в области развития электротранспорта в Российской Федерации.
Соглашение подписали генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв и генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.
В рамках сотрудничества предприятия Госкорпорации «Росатом» готовы разработать и поставить на ПАО «КАМАЗ» системы накопления электроэнергии для электротранспорта, системы генерации электрической энергии на топливных элементах, силовую электронику и другую продукцию.