Продажа "Трансконтейнера" намечена на весну, но еще есть ряд вопросов - газета
Москва. 23 ноября. ИНТЕРФАКС - Правительство РФ предлагает продать принадлежащие ОАО "Российские железные дороги" 50% + 2 акции ПАО "Трансконтейнер" (TRCN) на открытых торгах с привлечением инвестиционного консультанта в лице "ВТБ Капитала", пишет в четверг "Коммерсантъ" со ссылкой на доклад первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова президенту РФ Владимиру Путину.
Документ подготовлен по итогам исполнения правительством поручения главы государства от 20 апреля о целесообразности продажи акций "Трансконтейнера" и 20 ноября направлен в Кремль.
"Продать "Трансконтейнер" планируют квалифицированному инвестору ("синдикату, консорциуму, с возможным миноритарным участием финансового инвестора"), обладающему соответствующими компетенциями и заинтересованному в развитии контейнерных, в том числе мультимодальных, перевозок между регионами Европы и Азии", - пишет издание. РЖД с "ВТБ Капиталом" начнут работу с потенциальными инвесторами с 15 января при плановом сроке завершения сделки в апреле 2018 года, говорится в докладе И.Шувалова.
Претенденты на "Трансконтейнер" пока не готовы обсуждать обновленные планы продажи его акций, отмечает газета. Представители групп "Сумма" Зиявудина Магомедова (владеет 25,07% оператора), UCL Владимира Лисина и Global Ports от комментариев отказались, в Российском фонде прямых инвестиций и группе "Дело" Сергея Шишкарева на запрос "Коммерсанта" не ответили.
Однако финальный доклад первого вице-премьера не полностью совпадает с предложенным проектом, отмечает газета. Она напоминает, что сводные позиции министерств и проект письма В.Путину, где в целом речь шла о критериях отбора покупателей, глава министерства экономического развития РФ Максим Орешкин направил И.Шувалову 6 ноября. Позднее, 15 ноября, прошло совещание по поводу "Трансконтейнера".
В его протокол вошли позиции, не отраженные в сводном докладе М.Орешкина, но звучавшие со стороны "Российских железных дорог" и министерства транспорта РФ. Так, в документе говорится о направлении средств, полученных РЖД от продажи, на создание нового логистического оператора, способного конкурировать с "Трансконтейнером". Такого права просила монополия.
"Если решение о продаже (оператора - ИФ) будет принято, мы по-прежнему хотели бы получить право на создание второго оператора в рамках бизнес-модели, которая есть у "Трансконтейнера". У холдинга достаточно компетенций в сфере организации подобного полномасштабного бизнеса контейнерных перевозок, которые включают в себя как услуги оператора, так и экспедирования", - сказал изданию представитель монополии.
Эту идею поддерживала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ: замглавы ведомства Александр Редько говорил, что "в случае продажи на конкурсе нужно дать возможность "Российским железным дорогам" на оставшихся активах создать своего оператора". "У РЖД есть все возможности (для этого - ИФ). ФАС против того, чтобы при совершении сделки им это запрещали", - пояснил "Коммерсанту" представитель регулятора.
Также по итогам совещания 15 ноября Минтрансу, Минэкономразвития и антимонопольной службе совместно с РЖД поручено проработать возможность отдельной продажи терминалов "Трансконтейнера" в агломерациях, где он является монополистом. В министерстве транспорта считают, что терминалы должны быть выделены и выставлены на продажу - в первую очередь речь идет о городах, где он занимает монопольное положение (Нижний Новгород, Казань, Челябинск и другие).
Но в "Российских железных дорогах" не поддерживали идею продажу терминалов. "Мы не считаем правильным изъятие терминального бизнеса из "Трансконтейнера", - заявил в октябре вице-президент РЖД Андрей Старков. Источник газеты в отрасли тоже не видит целесообразности в продаже терминалов. "По сути, будет создан монополист в этой сфере. Что принципиально при этом изменится по сравнению с текущей ситуацией?", - сказал он.
Другой собеседник газеты возразил: "Продажа "Трансконтейнера" частной компании может привести к созданию в терминалах фактического монополиста, которого нельзя будет регулировать". По его мнению, есть даже риск, что к оператору в итоге не получится применить поведенческие условия, потому что сложно дать оценку, является ли он монополистом: на рынке железнодорожных перевозок в контейнерах - да, а по всем видам транспорта - нет.
Служба финансово-экономической информации