На всяк. случай - вкратце основные моменты
Принят закон о трансфертном ценообразовании
Думой РФ ринят закон о трансфертном ценообразовании
7 июля на заседании Госдумы рассмотрены изменения в законопроект о трансфертном ценообразовании. Законопроект направлен на повышение эффективности налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования. Законопроект о налоговом контроле цен рекомендован Госдумой к принятию и вступит в силу с 1 января 2012 года.
В конце июня президент России Дмитрий Медведев в Бюджетном послании к палатам Федерального собрания поднял тему закона о трансфертном ценообразовании и сказал, что с 2012 года необходимо ввести в действие новые правила регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях.
В настоящее время налогообложение при трансфертном ценообразовании регулируется статьями 20 и 40 НК РФ. Авторы предлагают признать утратившими силу эти статьи и ввести в кодекс новый раздел, который более детально прописывает нормы о трансфертных ценах и условиях их контроля.
Минимальная сумма контролируемых сделок в первый год действия закона (в 2012 году) составит 100 млн рублей, в 2013 году – 80 млн рублей.
С принятием документа налогоплательщики будут обязаны уведомлять налоговые органы о заключении сделок, цена которых подлежит контролю.
К контролируемым сделкам будут относиться, в частности, сделки между взаимозависимыми лицами при условии, что сумма доходов и расходов от всех сделок со взаимозависимыми лицами в календарном году превышает 1 млрд рублей.
Также прописан перечень признаков взаимозависимости лиц и методы определения соответствия цен между взаимозависимыми лицами рыночным.
В новой редакции предлагается взимать штрафы за неуплату или неполную уплату налогоплательщиком сумм налога в результате применения цен, не соответствующих рыночным ценам, в контролируемых сделках, не соответствующих рыночным ценам, с 1 января 2014 года. Планируется, что этот размер штрафа будет действовать три года, далее он будет увеличен до 40%.
http://expert.ru/2011/07/7/sdelki-prokontroliruyut/----
Закон о трансфертном ценообразовании: к чему стоит быть готовым
01.09.2011, Евгения Ветер, партнер компании «Эрнст энд Янг»
По результатам проведенного «Эрнст энд Янг» глобального исследования вопросов трансфертного ценообразования, в 2010 году каждая пятая проверка трансфертных цен в мире заканчивалась применением штрафных санкций за нарушение правил трансфертного ценообразования. Летом 2011 года революционный закон о трансфертном ценообразовании был принят и в России. Не исключено, что вскоре мы столкнемся с теми же проблемами, что и Запад.
Законодательство о трансфертном ценообразовании существует во многих странах мира уже не первый год. В России правила эффективного налогового контроля за ценами внутри российских и международных групп компаний существовали и раньше, однако такие серьезные изменения появились впервые. Среди основных изменений, предусмотренных законом, — расширение круга взаимозависимых лиц, введение новых методов определения рыночных цен, требование о подготовке документации, обосновывающей уровень цен в контролируемых сделках, а также специальные проверки цен со стороны налоговых органов и специальные штрафные санкции за несоответствие цен рыночным.
Это значит, что к 1 января 2012 года бизнесу необходимо подготовиться к новым правилам игры. Очевидно, что закон существенным образом расширяет обязанности налогоплательщика, связанные с обоснованием его цен по внутригрупповым сделкам. Так, закон предусматривает подготовку документации по контролируемым сделкам: обоснование цен должно строиться по принципам, которые по большей части заложены в рекомендации по трансфертному ценообразованию ОЭСР. Для России такой подход во многом революционный и потребует специальных знаний и навыков со стороны как налогоплательщиков, так и налоговых органов.
Чтобы быть подготовленным к новому закону, надо действовать уже сейчас. В качестве первого шага целесообразным будет провести анализ всех внутригрупповых сделок и сформировать список тех из них, которые попадают в сферу действия закона. При этом нужно помнить, что контроль соответствия примененных цен рыночным будет осуществляться в отношении как внешнеторговых сделок, так и определенных сделок внутри России. В отдельных случаях контролироваться будут и внешнеторговые сделки с независимыми лицами.
Вторым шагом будет анализ существующих методологий ценообразования в контролируемых сделках на предмет их соответствия требованиям закона. Некоторым компаниям, возможно, придется пересмотреть применяемые принципы. Это, в свою очередь, может повлиять на перераспределение прибыли между участниками группы и, как следствие, на размер эффективной налоговой ставки. Это особенно актуально для компаний, участвующих в трансграничных сделках.
Наличие методологии, соответствующей закону, еще не означает, что она применяется компанией на деле именно так, как это предусмотрено. Для того чтобы действительно быть подготовленными к новому закону, необходимо так организовать взаимодействие внутри организации, чтобы процесс ценообразования был отлажен до мелочей, а сотрудники, участвующие в этом процессе, четко бы понимали риски, связанные с возможными отклонениями в процессе ценообразования от заданной методологии, и своевременно и грамотно управляли бы этими рисками.
Конечно, необходимо будет подумать и о ресурсах, которые понадобятся компаниям для работы в рамках нового законодательства. В частности, ресурсах трудовых. Одним из основных требований закона является подготовка документации, обосновывающей примененные компанией цены. Многие компании до сих пор с этим не сталкивались, поэтому для новой бумажной работы, возможно, потребуются и новые сотрудники.
Несмотря на то что первая документация по трансфертным ценам за 2012 год может понадобиться не ранее июня 2013 года, уже сейчас компании закладывают в контрактные взаимоотношения и бюджет на 2012 год те цены, которые, по сути, и будут формировать финансовый результат по сделкам, осуществленным в течение следующего года. Поэтому именно сейчас налогоплательщикам необходимо убедиться, что они смогут в дальнейшем обосновать эти цены и достойно встретить их проверку в налоговых органах. Ведь времени на изменения в методологиях, заложенных в основу ценообразования по сделкам на 2012 год, остается совсем немного. Те компании, которые не успеют провести подготовительную работу до 2012 года, могут, конечно, сделать это и позднее. Хорошая новость: штрафные санкции по итогам проверок цен за 2012 и 2013 годы применяться не будут, хотя, несомненно, некоторые налогоплательщики могут столкнуться с необходимостью доплатить налоги и пени.
Налогоплательщикам также необходимо готовиться к новому виду проверок со стороны налоговиков — проверкам цен. Мы ожидаем, что с момента вступления закона в силу внимание налоговых органов к внутригрупповым операциям и методологиям установления трансфертных цен повысится. Хотя количество споров по трансфертным ценам, возможно, сразу и не будет расти большими темпами, мы не исключаем, что со временем налогоплательщикам будет все труднее отстаивать свою позицию. По крайней мере для этого есть все основания: новый закон в качестве более эффективного механизма контроля цен, а также опыт, который будут приобретать налоговые органы со временем.
Читать полностью:
http://www.rbcdaily.ru/focus/opinion/562949981380840.shtml-----
Закон о трансфертном ценообразовании
02 Янв 2012
Екатерина Шестакова
Законы о трансфертном ценообразовании и о консолидированных группах налогоплательщиков вступают в силу в РФ с 1 января 2012г.
Закон о трансфертном ценообразовании направлен на повышение эффективности налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования. Закон обязывает налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о подконтрольных сделках с взаимозависимыми лицами, с компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах, а также о внешнеторговых сделках с товарами биржевой торговли (нефть, черные и цветные металлы, драгоценные металлы).
При этом для крупнейших налогоплательщиков предусмотрена возможность заключения с Федеральной налоговой службой (ФНС) соглашения о ценообразовании, в рамках которого на определенный период будут достигнуты договоренности о методах, применяемых при определении цен.
Трансфертное ценообразование – реализация товаров или услуг внутри одной компании или между взаимозависимыми компаниями по ценам, отличным от рыночных; применяется для ухода от уплаты налогов, например, путем перераспределения общей прибыли в пользу компании или отделения, которое меньше облагается налогами.
Закон о консолидированных группах налогоплательщиков предусматривает, что такая группа может быть создана организациями в том случае, если одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации с долей не менее 90%. Консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение плательщиков налога на прибыль на основе договора для исчисления и уплаты этого налога с учетом совокупного результата их хозяйственной деятельности.
При вступлении в консолидированную группу налогоплательщиков организации должны отвечать требованиям, предъявляемым новым законом. В частности, совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых должна составлять не менее 10 млрд руб., совокупная стоимость активов – не менее 300 млрд руб., суммарный объем выручки от продажи товаров и оказания услуг – не менее 100 млрд руб.http://lawedication.ru/zakon-o-transfertnom-cenoobrazovanii-2.html-----
"Газпром" в марте начнет регистрацию консолидированной группы налогоплательщиков
[2012-03-06 15:36:36] "Газпром" в марте начнет регистрацию консолидированной группы налогоплательщиков
МОСКВА, 6 мар - ПРАЙМ. "Газпром" <GAZP> планирует до 31 марта подать документы для регистрации консолидированной группы налогоплательщиков, заявила заместитель начальника департамента налоговой политики газового холдинга Надия Зиатдинова.
"Планируем создать консолидированную группу налогоплательщиков. До 31 марта мы подадим документы о регистрации этой консолидированной группы", - сказала Зиатдинова на заседании налогового подкомитета Госдумы.
По ее словам, холдинг хочет создать консолидированную группу налогоплательщиков, чтобы "нивелировать применение к "Газпрому" правил трансфертного ценообразования, установленных 227-ФЗ".
Закон о трансфертном ценообразовании, вступивший в силу 1 января 2012 года, предусматривает контроль со стороны специального подразделения ФНС за сделками, которые совершаются между взаимозависимыми лицами по ценам, отличных от рыночных. Компании могут использовать такие сделки для ухода от налогов, например путем перераспределения общей прибыли в пользу компании или отделения, которые меньше всего облагаются налогом. Новые правила могут привести к пересмотру нерыночных цен, используемых крупными холдингами.
Как отмечал "Газпром" в своем отчете за 2011 год, вступление в силу этих поправок в Налоговый кодекс несет риски в части применения внутренних расчетных цен между головным обществом и организациями группы, в связи с чем холдинг планирует уже в 2012 году создать консолидированную группу налогоплательщиков.
Соответствующий закон, принятый в конце прошлого года, предусматривает введение в России института консолидации налогоплательщиков для объединения их налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Он определяет, что консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана, когда одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой и доля такого участия составляет не менее 90%.
Законом устанавливается, что на дату подписания договора о создании консолидированной группы для всех ее участников суммарный объем федеральных налогов за предшествующий календарный год должен составлять не менее 10 миллиардов рублей. Суммарный объем выручки от продаж товаров, продукции, работ и услуг, а также от операционных доходов за предшествующий календарный год должен составлять не менее 100 миллиардов рублей. При этом сумма активов по данным бухгалтерской отчетности на первое число календарного года, в котором создается консолидированная группа налогоплательщиков, должна составлять не менее 300 миллиардов рублей.
Предусмотрено возложение на ответственного участника группы обязанности по представлению налоговой отчетности, в которой указывается совокупный финансовый результат деятельности всей группы. При этом устанавливается, что неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы сумм налога на прибыль из-за нарушения, допущенного одним из участников группы, не признается правонарушением, передает РИА Новости.