Роскомнадзор хочет сократить количество видов лицензий связи
«Маркер», 28.06.12
Роскомнадзор разрабатывает концепцию, подразумевающую сокращение числа видов лицензий на услуги связи — с нынешних 21 до 3–5. Об этом сообщил сегодня руководитель ведомства Александр Жаров. По его словам, изменения будут аналогичны тем, которые произошли недавно в сфере лицензирования СМИ. Предполагается ввести унифицированные лицензии на услуги связи, которые позволят держателю предоставлять любые виды услуг. Роскомнадзор ожидает, что новые виды лицензий могут начать выдавать уже в 2013 году. Параллельно с этим, ведомство работает над концепцией расширения своих полномочий по контролю качества услуг связи и над ускорением процесса конверсии радиочастот.
Почему нужно урезать лицензии
Чтобы оператор мог на основе унифицированной лицензии оказывать различные виды услуг связи, ему станут выдавать дополнения к основной лицензии для каждого из видов связи. При этом будут сохранены отдельные лицензии на почтовую связь и, возможно, еще на некоторые услуги. Такой подход, считает Жаров, значительно сократит трудоемкость получения разрешительных документов, а также облегчит процесс развития новых видов связи. Проект концепции изменения системы лицензирования предполагается представить в Минкомсвязи через 1,5–2 месяца. Нынешняя система лицензиирования в связи, когда каждый вид лицензии привязан к определенным технологиям, устарел, говорит Жаров. На сегодня в стране действуют 15275 операторов связи, у которых есть 39361 лицензия. То есть, каждый из операторов связи обладает в среднем 2-3 лицензиями, а крупные операторы имеют до 10 лицензий. В нынешней системе наименований лицензий многие практически дублируют друг друга. Например, есть лицензия на телематические услуги связи и лицензия на услуги связи по передаче данных, хотя по сути это одни и те же услуги, различающиеся технологической основой. Более того, лицензий на услуги передачи данных тоже две: без передачи голоса и с передачей голоса. Есть и несколько лицензий на услуги мобильной (подвижной) связи: радиотелефонной, то есть, с помощью сотовых телефонов; радио ― с помощью мобильных радиостанций; спутниковой ― с помощью мобильных спутниковых телефонов. В то же время, по мнению руководителя Роскомнадзора, сейчас услуги связи с технологической точки зрения переходят на унифицированные платформы. В перспективе встанет вопрос о технологической нейтральности сетей связи, когда оператор, обладая определенным ресурсом радиочастот, получит возможность использовать на них ту технологию связи, которую считает наиболее эффективной, а не как сейчас ту, которая у него записана в лицензии.
Что хочет контролировать Роскомнадзор
Александр Жаров также сообщил, что Роскомнадзор работает над концепцией контроля и надзора за качеством услуг связи в РФ. Речь идет о всестороннем контроле качества не только сотовой связи, но и всех других видов телекоммуникационных услуг. Такая необходимость возникла из-за того, что в условиях насыщенного рынка услуг связи в России потребители стали обращать больше внимания на то, какого качества услуги они получают за свои деньги и активнее ищут оптимального для себя соотношения цена/качество услуг. На сегодня же Роскомандзор осуществляет контроль в основном за технологическими аспектами услуг связи, в то время как вопрос конечного качества услуги, которую в итоге получает пользователь, находится в ведении Роспотребнадзора, у которого нет ни технологических возможностей ни специалистов для полноценного контроля услуг связи. Сам же Роскомнадзор, помимо соблюдения операторами установленных технологических характеристик сетей связи, контролирует ограниченное число показателей качества конечной услуги. Например, для сотовой связи контролю Роскомнадзора подлежит только один такой показатель: доля несостоявшихся вызовов в общем количестве попыток. Этот показатель в часы наибольшей нагрузки не должен превышать 5%, и в подавляющем большинстве случаев сотовые операторы укладываются в этот норматив. Теперь же, как сказал Жаров, ведомство разработает концепцию своего контроля за качеством не только сотовой, но и всех других видов услуг связи, включая фиксированную телефонную, доступ в интернет и прочие. Разработка концепции будет завершена в сентябре текущего года. Скорее всего, в случае ее одобрения, потребуется издать специальный нормативный документ правительства РФ, а такдже внести изменения в другие нормативные акты, например, в правила оказания различных услуг связи. «Мы надеемся, что необходимые нормативные документы будут приняты правительством до конца 2012 года», - сказал Жаров.
Как ускорить конверсию
Еще один документ, над которым работает ведомство ― проект постановления правительства РФ по выделению Роскомнадзору средств для проведения мероприятий по конверсии (высвобождению от использования военными и другими специальными радиоэлектронными средствами - РЭС) радиочастот. Речь идет не о полномасштабной конверсии, а о некоторых мероприятиях, направленных на ее ускорение. Роскомандзор предлагает правительству поручить ему расчистку радиочастотного спектра для цифрового телевещания; конверсию некоторых участков спектра, предназначенного для сетей LTE, в тех полосах, которые сейчас используются некоторыми государственными РЭС специального назначения. Кроме того, Роскомнадзор намерен взять на себя аудит всех до сих пор проведенных работ по конверсии частот и проанализировать их эффективность. По итогам такого анализа ведомство рассчитывать сделать, в частности, вывод, кто должен заниматься конверсии ― военные, другие государственные ведомства или участники рынка на собственные средства. Проект постановления должен быть готов в ближайшее время и предусматривает выделение Роскомнадзору на эти цели 540 млн рублей.
Отвечая на вопрос «Маркера» об отношении к предложениям включить расходы на конверсию частот в Государственную программу вооружений на 2011–2020 годы, Александр Жаров сказал, что Роскомнадзор знает о таких предложениях и направил свою позицию по этому вопросу в Минкомсвязи. В целом Роскомнадзор поддерживает позицию вице-премьера Аркадия Дворковича, поручившего заинтересованным ведомствам проработать этот вопрос для его обсуждения на заседании правительства.