Окончание интервью В. Лопоты
— Вы верите в успех строительства нового космодрома «Восточный» в Амурской области?
— Как можно ставить под сомнение программу, утвержденную президентом Российской Федерации?
— По сути, вы руководите частной корпорацией с государственным контролем. Как сейчас устроена структура капитала РКК «Энергия»?
— РКК «Энергия» неправильно называть частной корпорацией: государству в лице Росимущества в ней принадлежит около 38% акций; у юридических лиц — около 54%; в том числе у дочерних компаний, подконтрольных РКК «Энергия», — примерно 20% акций; остальные акции — у физических лиц: около 8%.
— Корпорация платит дивиденды?
— Конечно. В 2011 г. чистая прибыль составила 1,245 млрд руб. Собрание акционеров, состоявшееся летом 2012 г., приняло предложение совета директоров 25% от нее направить на выплаты дивидендов (по 280 руб. на одну обыкновенную акцию). Около 74,3% от объема чистой прибыли было направлено в инвестиционный фонд предприятия — на его техническое переоснащение.
— А какая рентабельность у корпорации?
— В 2013 г. ожидаем на уровне нормативной рентабельности (около 13% от объема собственных работ).
— Кредитуется корпорация в Газпромбанке?
— Не только. Мы кредитуемся в различных банках.
— Каковы были главные причины серии неудачных запусков российских ракет, имевших место в конце 2010 г., в 2011 г. и частично в 2012 г.?
— За всех говорить не могу. Абсолютно безотказных технических систем не бывает. У ракетных систем, созданных и создаваемых по техническим заданиям заказчиков, обычно задается показатель безотказной работы на уровне 0,9-0,95. То есть из всей программы запусков конкретных ракет могут оказаться неудачными от 5 до 10%. Что касается аварии с падением грузового корабля «Прогресс» на Алтай, то это произошло из-за отказа ракеты-носителя типа «Союз» на участке выведения на орбиту. Отмечу, что в случае отказов ракетных систем создаются государственные комиссии, результаты работы которых направлены на установление причин и принятие необходимых мероприятий по их устранению в последующей эксплуатации.
— Не приведут ли недавние аварии «Протонов» с разгонным блоком «Бриз-М» к тому, что блоки типа ДМ, которым прочили вывод из эксплуатации, будут все же востребованы?
— Этот разгонный блок востребован. Он эволюционно развивался от лунных программ Л1, Н1-Л3 и для выведения отечественных спутников на геостационарную орбиту и автоматических аппаратов на отлетные траектории к Луне и планетам Солнечной системы. Точность выведения спутников и космических аппаратов уникальна. Ни один разгонный блок в мире к ней не приближается. Чтобы технологии создания и эксплуатации этого уникального семейства отечественных разгонных блоков были сохранены и развивались далее, необходим устойчивый портфель заказов.
— Недавно «Энергия» объявила о завершении работ по техническому проекту нового космического корабля. Расскажите о нем подробнее: для чего он предназначается, какие основные особенности в сравнении с зарубежными конкурентами, когда и на какой ракете полетит?
— Новый корабль многоразовый — его возвращаемый аппарат может использоваться до 10 раз. На нехватку ресурсов для проектирования пожаловаться не могу. В прошлом году был завершен эскизный проект, в настоящее время завершен технический проект, несмотря на то что весной прошлого года нам кардинально изменили техническое задание и пришлось серьезно перепроектировать корабль с перевыпуском колоссального объема документации. Он конкурентоспособен в сравнении с зарубежными кораблями аналогичного типа, в том числе по численности экипажа, длительности миссий, массам доставляемого и возвращаемого грузов, перечню возможных задач полетов. Имеет перспективы дальнейшего эволюционного развития.
— Название новому кораблю придумали?
— Представляется, что могло бы подойти наименование «Русь». Но в целом это прерогатива государственного заказчика.
— А какую ракету выбрали для нового корабля?
— Новый корабль, который будет летать к Луне, обладает стартовой массой 20 т. Создаваемому кораблю, чтобы вернуться от Луны, нужен разгонный блок со стартовой массой 25 т на околоземной орбите. Чтобы этой системе «корабль плюс разгонный блок возвращения» полететь к Луне или выполнять задачи в окололунных точках Лагранжа, нужен еще один разгонный блок стартовой массой 45 т, а чтобы спуститься на Луну и взлететь с нее, необходимо предусмотреть еще 25-30 т. Чтобы все это запустить с Земли на околоземную орбиту, предлагается выполнить два раздельных запуска составных частей экспедиционного комплекса и их последующую стыковку. Для этого нужно создать ракету с грузоподъемностью не менее 70 т.
— Новый корабль годится для полета на Луну. Есть ли конкретная дата, когда этот полет будет, или это отдаленная перспектива?
— В настоящее время этот вопрос прорабатывается в федеральной космической программе. Если программа будет принята на соответствующем уровне, то в ближайшие 10 лет мы будем отрабатывать технологии полетов в гравитационной системе «Земля — Луна», в том числе в окололунных точках Лагранжа. Эти точки можно эффективно использовать для построения экспедиционных комплексов для дальних полетов.
— А на астероид США сами полетят?
— Этот вопрос активно обсуждается, в том числе коммерческими компаниями, которые предлагают отбуксировать астероид на орбиту вокруг одной из точек Лагранжа. Проект интересный, и мы готовы участвовать в таких работах.
— В общем, эти точки, а не Луна — наша ближайшая перспектива?
— Данные вопросы необходимо рассматривать во всех деталях и обоснованно, так же как и полеты с посадкой на Луну, другие космические проекты. В случае принятия решения государственными структурами будут обеспечиваться реализации тех или иных задач, разрабатываться соответствующие технологии, в том числе в международном сотрудничестве.
— А сейчас такие технологии разрабатываются?
— Когда будет о чем рассказать, пресса об этом, безусловно, узнает!
— А хотя бы на уровне концепций или эскизов не прорабатываются какие-то фантастические на сегодняшний взгляд проекты вроде межзвездных зондов, межгалактических перелетов?
— Есть определенные проекты. Сейчас не время о них говорить, но в целом необходимо создавать космическую инфраструктуру не только вокруг Земли, но и вокруг осваиваемых планет. Какая инфраструктура должна быть на Луне? А какая — вокруг Марса? И какая — на самих планетах? Нужно искать прогрессивные технологии движения и работы в космосе, нужны новые фундаментальные знания об окружающей нас среде, чтобы найти новые технологии и возможности.
— Возвращаясь к новому кораблю: получается, сейчас в России ракета-носитель с такой грузоподъемностью не проектируется?
— Минимальная грузоподъемность ракет для пилотируемых экспедиций за низкую околоземную орбиту — 70 т. Вопрос о создании российской ракеты-носителя для нового корабля прорабатывается.
— Но для летных испытаний на низкой орбите, наверное, хватит?
— Испытания нового корабля будут начаты на ракете типа «Зенит».
— Россия присутствует на мировом рынке космических технологий как оператор пусковых услуг. Не несут ли угрозы нашему положению на этом рынке через 5-10 лет новые китайские ракеты и корабли компании SpaceХ?
— Нужно быть к этим работам внимательными и создавать новую конкурентоспособную ракетно-космическую технику.
— А те ракеты-носители, разработка которых у нас в России уже ведется?
— Известные разработки, которые воплощаются в материальные изделия, уже отстают от мирового уровня по ряду показателей. Хотя они могут решать задачи, для которых они предназначены, в соответствии с техническими заданиями, выданными заказчиком, — выводить, например, на геостационарную орбиту полезные нагрузки в пределах 2-2,5 т или 23-24 т на низкую орбиту. Но ракетно-космическая промышленность в других странах развивается по несколько иным законам.
— Как вы думаете, после того как МКС завершит существование, будет ли создана подобная станция на околоземной орбите? Не пропадет ли пилотируемая космонавтика с окончанием этого проекта?
— Спасибо за вопрос. Человечество будет осваивать космос, используя обитаемые станции многоразового использования, это однозначно. И для начала надо договориться, нужен ли нам космический порт у Земли на околоземной орбите. Так вот, надо договориться с партнерами, нужен ли нам порт у Земли или мы будем делать порт у Луны. Вот это политический вопрос. Думаю, однозначно будет ответ — нужен. Логика и инженерные знания показывают это. А раз он нужен, мы должны думать об эволюционном развитии Международной космической станции как околоземного порта, договариваться и всем вместе эффективно расходовать ресурсы. Нам нужно вместе быть. Международная космическая станция — это проект, в котором отрабатываются технологии сосуществования.
— Как вы относитесь к планам реструктуризации космической отрасли, разработанным в Роскосмосе и «Сколково», и к тому, какое место отводится в них корпорации?
— Если посмотреть на результаты космической деятельности за недавние 30 лет, то все лучшие достижения были созданы одной школой — РКК «Энергия», НПО «Энергомаш», ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс».
— То есть создавать отдельный двигательный холдинг для космической отрасли, как предлагает Роскосмос, — это неправильно?
— Я уверен, что руководство страны примет по этим вопросам единственно правильное решение.
www.vedomosti.ru/library/news/11032611/intervyu_vitalij_lopota_generalnyj_direktor_i_generalnyj