НМТП пытается отсудить 30 млн рублей, «подаренные» бывшему топ-менеджеру ЭксклюзивНовороссийский морской торговый порт (НМТП) пытается взыскать 30 млн руб. с экс-гендиректора своей дочерней компании «Флот НМТП» Игоря Файдыша. Эту сумму бывший топ-менеджер одолжил у компании таким образом, что в случае своего досрочного увольнения он освобождался от необходимости ее возвращать. Эксперты указывают, что предоставленный г-ну Файдышу кредит фактически является «золотым парашютом».
7 августа Арбитражный суд Краснодарского края рассмотрел иск группы НМТП к дочерней компании «Флот НМТП» и ее экс-главе Игорю Файдышу. Порт требовал признать недействительной сделку между ответчиками. Как следует из материалов суда, еще в декабре 2008 года «Флот НМТП» заключил с тогдашним своим гендиректором Игорем Файдышем договор займа на 30 млн руб. Процентная ставка была установлена на уровне 8% годовых, при этом сам кредит являлся бессрочным. Примечательно, что в случае досрочного ухода г-на Файдыша с поста главы компании по инициативе «Флота НМТП» он полностью освобождался от необходимости выплаты долга. Правда, в допсоглашении к договору отмечалось, что компания все же могла потребовать погашения долга, но не раньше 29 декабря 2011 года, при этом предоставив заемщику 30 дней для возврата денег.
Игорь Файдыш занимал пост гендиректора «Флота НМТП» с 1997 года, в июне 2007 года он был вновь переизбран на должность главы компании сроком на пять лет. Однако в 2011 году контроль над НМТП перешел к альянсу группы «Сумма» и «Транснефти», которые начали формировать новую управленческую команду порта. 9 февраля 2012 года акционеры «Флота НМТП» решили досрочно прекратить полномочия г-на Файдыша. Таким образом, бывший топ-менеджер счел себя вправе не погашать кредит (с учетом накопленных за три года процентов сумма долга выросла до 37,8 млн руб.).
Столь щедрое «выходное пособие» возмутило основного акционера «Флота НМТП» — группу НМТП (владеет 95,15% акций компании), которая в мае этого года оспорила в суде кредитное соглашение. В частности, компания пыталась доказать суду, что сделка повлекла для дочернего общества неблагоприятные последствия, поскольку процентная ставка была занижена и составила всего лишь 8% годовых против действующей в тот период ставки рефинансирования ЦБ на уровне 13%. Однако суд посчитал, что срок исковой давности по этому делу истек в 2009 году, в связи с чем в иске отказал.
В группе НМТП РБК daily заявили, что не согласны с решением суда и намерены подать апелляцию. В группе отметили, что в начале 2012 года, еще до увольнения, г-на Файдыша попросили вернуть долг, однако он отказался это сделать.
«Что касается сроков исковой давности — надо учесть, что мы физически не могли обратиться в суд раньше, ведь сделка была заключена до прихода нового собственника, а новая команда менеджмента сформировалась только в прошлом году», — заявили в НМТП.
Получить комментарий Игоря Файдыша вчера РБК daily не удалось: ни в группе НМТП, ни во «Флоте НМТП» ничего не знают о его новом месте работы. Его адвокат по этому делу Н. Артеменко также был недоступен для комментариев.
Учитывая тот факт, что при досрочном прекращении своих полномочий г-н Файдыш освобождался от обязательства по выплате займа, можно предположить, что речь шла о компенсации за увольнение, так называемом золотом парашюте, считает управляющий партнер юркомпании Art de Lex Дмитрий Магоня. По его словам, в последние годы практика компенсационных выплат топ-менеджерам не находит поддержки в судах, именно поэтому, возможно, и используются схемы «прикрытия», в данном случае схема с займом. При этом юрист считает, что у НМТП есть неплохие шансы оспорить эту сделку, поскольку в ней можно усмотреть признаки притворности.
«Сама практика кредитования сотрудников работодателем, конечно, не нова. Но, согласно данным обзора заработных плат за 2011 год, подготовленного PricewaterhouseCoopers (PwC), только 4% российских компаний предоставляют кредиты топ-менеджерам», — отмечает старший менеджер отдела по оказанию консультационных услуг в области управления персоналом в PwC Вера Богатых. По ее словам, не исключено, что под займом скрывалось завуалированное вознаграждение. «Золотой парашют», как правило, практикуется крупными компаниями, говорит Анна-Стефания Чепик, партнер юридической фирмы PwC Legal CIS, специализирующаяся на вопросах трудового права. По ее словам, размер вознаграждения в среднем равен годовой заработной плате топ-менеджера, но может быть и больше.
«Флот НМТП» является одной из крупнейших частных морских барже-буксирных компаний в России. Компания предоставляет услуги по бункеровке, а также ряд других портовых услуг. По итогам 2011 года выручка от продаж «Флота НМТП» составила 7,7 млрд руб., тогда как выручка всей группы НМТП — 9,8 млрд руб. Чистая прибыль «Флота НМТП» составила 751,5 млн руб., группы НМТП — 1,3 млрд руб.
Читать полностью:
http://www.rbcdaily.ru/2012/08/17/industry/562949984535573