ОБЗОР: Алмазный take-or-pay от "АЛРОСА" становится жестче
Москва. 20 ноября. ИНТЕРФАКС - "АЛРОСА" (ALRS) в ноябре ужесточила систему исполнения соглашений для своих долгосрочных клиентов. Компания увеличила до 90% лимит отбора алмазов по месячному контакту, еще три месяца назад составлявший 60%, сообщили "Интерфаксу" представители российских потребителей продукции "АЛРОСА". Российская алмазодобывающая монополия по-прежнему воздерживается от резких движений на рынке, подобных тем, на которые недавно пошла De Beers, но на фоне слабой конъюнктуры корректирует сбытовую политику, повышая дисциплину среди своих клиентов.
МАНИПУЛЯЦИИ С ЛИМИТОМ
Клиенты "АЛРОСА", имеющие долгосрочные (трехлетние или двухлетние) соглашения о поставках алмазов, могут не выкупать целиком установленный для каждого потребителя месячный объем, но обязаны укладываться в лимит, в противном случае рискуя потерять свой статус. Этот минимальный объем закупок "АЛРОСА" может корректировать каждый месяц.
По данным заместителя гендиректора смоленского ПО "Кристалл" ("Кристалл" - крупнейший российский клиент "АЛРОСА" - ИФ) Вячеслава Раевского, "АЛРОСА" повышала лимиты отбора с августа, когда клиенты должны были приобретать не менее 60% ежемесячного законтрактованного объема (остальные 40% - т.н. "свободная часть", от которой можно отказаться). В сентябре минимальный объем закупок увеличился до 70%, в октябре - до 80%, говорит источник, близкий к "Кристаллу".
Другой российский потребитель продукции "АЛРОСА", "Руиз Даймондс" (входит в группу "Руиз" Льва Леваева), подтвердил "Интерфаксу" данные по лимитам отбора в ноябре и октябре.
Получить комментарий еще одного крупного российского клиента "АЛРОСА", якутской "Эпл Даймонд", не удалось.
Условия сбыта должны быть едины для всех клиентов, пояснил "Интерфаксу" источник, близкий к "АЛРОСА". "Положение о порядке и условиях реализации "АЛРОСА" природных алмазов" (согласованное Федеральной антимонопольной службой) гарантирует всем клиентам применение единых критериев и проведение единообразных процедур при проведении торгов. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что изменения затронули всех потребителей, в т.ч. зарубежных.
Всего у "АЛРОСА" 35 долгосрочных клиентов, они приобретают сырье компании в виде типовых лотов и боксов во время ежемесячных торговых сессий. График продаж на внешний и внутренний рынки есть на сайте монополии. На своем сайте "АЛРОСА" раскрывает информацию только по 24 клиентам (включая Chow Tai Fook, ведущего производителя ювелирных изделий в Китае, с которым в ноябре было заключено 2-летнее соглашение). Часть клиентов разрешения на публикацию информации о себе не дала.
Российские клиенты представлены, кроме "Кристалла", "Руиз Даймондс" и "Эпл Даймонд", предприятием "Мосалмаз" (принадлежит ФГУП "Алмазювелирэкспорт", через который "АЛРОСА" в соответствии с законодательством продает контрольные партии алмазов). Многие зарубежные клиенты "АЛРОСА" являются также и сайтхолдерами сбытовой "дочки" De Beers, Diamond Trading Company (DTC). Это компании Arjav Diamonds, Chow Tai Fook, Dali Diamond, Dianco, Diarough, Pluczenik, Rosy Blue, Tache и др.
На внутреннем рынке по итогам 9 месяцев 2012 года было реализовано 26,7% алмазного сырья "АЛРОСА" (за 9 месяцев 2011 года - 28,9%), следует из отчета АК "АЛРОСА" по РСБУ. На 8 российских гранильных предприятий, имеющих долгосрочные соглашения с "АЛРОСА", приходилось за январь-сентябрь текущего года 54,2% объема реализации на внутреннем рынке. Исходя из этих данных (не учитывающих продукцию "дочек", "АЛРОСА-Нюрба" (ALNU), "Алмазы Анабара", "Севералмаз" (SALZ) ), доля российских долгосрочных клиентов в денежном выражении составила 13,2 млрд рублей. Это 14,6% от выручки АК "АЛРОСА" за 9 месяцев.
НЕПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ОТСРОЧКА
Корректировки сбытовой политики, применяемые "АЛРОСА", не исчерпываются манипуляциями с лимитами отбора. Иногда компания разрешает сокращать закупки алмазного сырья, перенося выкуп части законтрактованных объемов на более поздний срок. Такую меру применила "АЛРОСА" летом этого года, на фоне ослабления рынка и падения рентабельности гранильного бизнеса. По данным "АЛРОСА", клиентам было предложено отложить до 50% объемов месячных закупок. Схожую меру предприняла DTC, которая в ходе двух сайтов летом разрешила своим клиентам в связи с недостатком ликвидности отсрочить покупку до 50% сырья до марта 2013 года. Правда, щедрость DTC, по данным сайтхолдеров, не продлилась столь долго - уже в ходе октябрьского сайта, ставшего рекордным в 2012 году (объем по разным оценкам, от $700 млн до $750 млн), клиентам пришлось выкупить отложенные объемы.
По данным гендиректора смоленского "Кристалла" Максима Шкадова ("Кристалл" является сайтхолдером DTC), объем сырья, который поступил на рынок в рамках досрочного выкупа, огромен. Такую оценку М.Шкадов дал в интервью отраслевому агентству Rough&Polished, не приводя конкретных цифр. Сам "Кристалл" воспользовался этим предложением DTC, говорил ранее М.Шкадов.
Но аналогичная мера "АЛРОСА" не заинтересовала ни "Кристалл", ни "Руиз", сообщили "Интерфаксу" представители этих компаний.
Инициативой "АЛРОСА" о переносе 50% месячных объемов на март-апрель 2013 года никто не воспользовался, потому что предлагалось фиксировать для этого текущую цену, пояснил "Интерфаксу" гендиректор "Руиз Даймондс" Валерий Морозов. "Цена может как вырасти, так и упасть, поэтому клиенты "АЛРОСА" не захотели брать на себя такой риск", - сказал он.
"АЛРОСА" не комментирует вопросы сбыта.
ЦЕНЫ
Ощущения российских клиентов "АЛРОСА" относительно динамики цен на сырье компании расходятся. Однако надо учитывать, что термин "средний уровень цен на ювелирные алмазы" является не более чем средней температурой по больнице. В течение одного периода времени компания-производитель может по одним ассортиментным позициям поднять цены, по другим опустить, а по третьим - оставить в неприкосновенности. Кроме того, каждый потребитель может иметь разные предпочтения по ассортименту.
По данным гендиректора "Руиз Даймондс", в ноябре "АЛРОСА" провела некоторую корректировку цен, компенсируя повышение процента отбора. По некоторым позициям снижение в этот период составило около 3%, оценивает ситуацию В.Морозов.
Цены на сырье "АЛРОСА" не корректировались с сентября, когда компания снизила их на 2-3%, говорит замгендиректора "Кристалла" В.Раевский. В целом с января 2012 года падение цен составило около 15%, считает он.
Последний прогноз "АЛРОСА" по среднегодовым ценам на алмазы в 2012 году предполагает 1%-ный рост к уровню 2011 года ($196,9/карат). Такой ориентир "АЛРОСА" озвучила в конце октября, реагируя на актуальную конъюнктуру (в начале 2012 года "АЛРОСА" ожидала роста в 4%). За I полугодие средняя цена ювелирных алмазов "АЛРОСА" выросла на 11% к уровню годичной давности и составила $195,2/карат. Но во II полугодии сравнительная картина не будет столь радужной - такой вывод напрашивается хотя бы из оценки 15%-ного падения цены с начала этого года.
Пока есть основания полагать, что годовой ориентир "АЛРОСА" будет достигнут, считает Сергей Фильченков из "Метрополя".
СРОКИ СУРОВЫХ МЕР
Клиенты "АЛРОСА" не обладают информацией о том, сколько будут действовать ужесточенные правила сбытовой политики, они узнают такие вещи фактически постфактум, отмечает источник, близкий к одному из потребителей. Возможно, ясность появится уже скоро - в ходе начинающихся сейчас переговоров потребителей и монополии по условиям контрактов на 2013 год. Информация о лимитах отбора на рынке, который большую часть года испытывал недостаток спроса, очень важна для клиентов "АЛРОСА", особенно тех, которые параллельно являются сайтхолдерами DTC. Сбытовое подразделение De Beers в октябре обязало сайтхолдеров выкупить ранее отложенные объемы, что привело к избытку сырья на рынке, напоминает Сергей Горяинов из Rough&Polished.
"Сокращение свободной части, - это мера по повышению дисциплины, связанная с ухудшением общего положения на рынке сырья. Никто не хочет рисковать", - считает С.Горяинов. По его мнению, "если такое изменение внесено, оно может остаться в силе минимум на I квартал 2013 года". До этого уровень продаж компаний-производителей останется критичным для клиентов, полагает С.Горяинов.
Аналогичная точка зрения у аналитика "Метрополя" С.Фильченкова. "Такое соотношение по обязательной/добровольной части контрактов может действовать до тех пор, пока не повысится активность на рынке и не завершится коррекция", - считает он. "По мере роста спроса в Индии и Китае соотношение может измениться в сторону увеличения возможностей для покупателей. Сигналы увеличения спроса на золото со стороны ювелирной отрасли уже наметились - в III квартале спрос в Китае возрос на 10%. Рынок алмазов это тоже коснется", - говорит аналитик.
Он считает, что увеличение лимита отбора - это временная хеджирующая позиция продавца. "Тем самым, "АЛРОСА" дает себе гарантии того, что сможет до конца года продать запланированные объемы продукции и достигнуть ориентира по выручке ($4,59 млрд по группе "АЛРОСА" - ИФ)", - сказал С.Фильченков.