ВЭБу не удалось избавиться от одного из крупнейших проблемных активов — концерна "Тракторные заводы" (КТЗ) с общим долгом около $2 млрд. Сделка по продаже КТЗ "Уралвагонзаводу" (УВЗ) зашла в тупик. Теперь ВЭБ планирует сохранить гражданский дивизион КТЗ под управлением прежних собственников Михаила Болотина и Альберта Бакова, а УВЗ достанется лишь военная часть КТЗ (ключевое предприятие – Курганмашзавод, выпускающий БМД и БМП).
План продажи КТЗ государственному "Уралвагонзаводу", который наблюдательный совет ВЭБа согласовал в мае, "не может быть реализован", рассказали несколько источников "Коммерсанта" на рынке. По их словам, банк, который получил 100% акций концерна в 2010 г. в обмен на кредит в 15 млрд руб., "не может разорвать опцион на обратный выкуп акций" с бывшими собственниками КТЗ Михаилом Болотиным и Альбертом Баковым. Расторжение опциона (должен быть реализован в 2017 году после возврата средств) "планировалось в качестве первого шага" для продажи КТЗ.
Единственной возможностью для ВЭБа разорвать опцион в одностороннем порядке было объявление дефолта КТЗ синдикатом банков (его возглавляет Сбербанк), которому компания должна более 35 млрд руб. Но синдикат не может объявить дефолт, поскольку решение об этом принимается единогласно, а "бывшие акционеры КТЗ или структуры, близкие к ним, выкупили часть долга у нескольких участников синдиката".
"Сложилась патовая ситуация", — говорят собеседники издания. Теперь в качестве "наиболее вероятного" варианта рассматривается сохранение под контролем старого менеджмента гражданского дивизиона (выпуск вагонов, сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники) и передача военного дивизиона (ключевое предприятие — Курганмашзавод) под управление ВЭБа и УВЗ. Источники уверяют, что вопрос может быть вынесен на один из наблюдательных советов ВЭБа.
Примечательно, что именно военный дивизион является прибыльным на фоне общей убыточности КТЗ.