Перед продажей Трансконтейнера нужно определить модель бизнеса РЖД и место в ней GEFCO - Дворкович
Москва. 25 апреля. ИНТЕРФАКС - Решению о продаже контрольного пакета акций ПАО "Трансконтейнер" (TRCN) должна предшествовать выработка модели бизнеса "Российских железных дорог", в том числе по вопросу сохранения у перевозчика сходных активов, включая GEFCO и "Русскую тройку", считает вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, возглавляющий совет директоров монополии.
"Не знаю", - заявил вице-премьер в интервью "Интерфаксу", отвечая на вопрос, нужно ли монополии, по его мнению, выходить из капитала железнодорожного оператора. "Это вопрос, скорее, не только конкретного актива, а в целом модели работы РЖД. И мы эту развилку просто не прошли еще: не решили, должны ли "Российские железные дороги" быть исключительно инфраструктурной компанией или перевозчиком-оператором. И "Трансконтейнер" здесь, скорее, частный случай", - отметил он.
По словам А.Дворковича, сейчас в ходе дискуссии "есть аргументы и "за", и "против" окончательной приватизации "Трансконтейнера". "Мы договорились, что этот вопрос будет сначала рассмотрен на комитете по стратегии РЖД на основе, в том числе, экспертного анализа, проведенного с разными организациями", - напомнил он.
"Есть вопрос: каким образом при любом сценарии интегрировать (или не интегрировать) в эту работу GEFCO - актив, который РЖД сегодня тоже принадлежит и который оказывает сходные услуги. Все надо дообсудить. Еще нет окончательной общей картины. Она уже вовлечена в этот процесс консультационно. Можно ли ее вовлечь физически? Надо подумать еще над этим", - добавил он.
Кроме того, по словам А.Дворковича, даже "потенциальные покупатели говорят, что монополия (в этом секторе - ИФ) нецелесообразна", и "нужно, чтобы на рынке было хотя бы два сильных игрока". "Как эту конкуренцию сохранить на рынке, на основе какого разделения - либо компаний, либо соответствующих парков - еще неясно до конца. Есть "Трансконтейнер", есть "Русская тройка", есть GEFCO, есть разные компании, которые на рынке работают. Нужно найти оптимальную модель функционирования этого рынка", - подчеркнул вице-премьер.
Отвечая в этой связи на вопрос, обсуждается ли вопрос объединения бизнесов GEFCO и "Трансконтейнера", А.Дворкович сказал, что "отдельные эксперты" считают объединение нужным. "Но это - отдельные эксперты. Доминирующая позиция все-таки, что не нужно объединять, а нужно скорее взаимодействовать на рынке", - отметил он. При этом вице-премьер заявил, что "полностью не исключал бы" ситуации, когда "может быть найден вариант совместного существования" бизнесов этих компаний, и "будет принято решение выйти и из GEFCO, и из "Трансконтейнера". "Но в РЖД еще даже у менеджмента нет окончательной определенности на эту тему. Они тоже еще думают. И у меня тоже полного понимания этой картины пока нет", - сказал вице-премьер.
ИНТЕРЕСНЫЙ АКТИВ
"Трансконтейнер" владеет и управляет около 68 тыс. крупнотоннажных контейнеров, 23 тыс. вагонов-платформ для их перевозки, имеет сеть терминалов в РФ (на 43 станциях) и в Словакии, также ему принадлежит 50% акций АО "Кедентранссервис" (с 19 железнодорожными терминалами в Казахстане). 50% + 2 акции оператора принадлежит АО "Объединенная транспортно-логистическая компания" (ОТЛК, 99,84% - у "Российских железных дорог").
Крупным миноритарием является учрежденный при участии РЖД НПФ "Благосостояние" (по словам исполнительного директора фонда Юрия Новожилова, с долей 24,5%). Второй крупный миноритарий - группа FESCO (головная компания - ПАО "Дальневосточное морское пароходство" (FESH), ДВМП), контролируемая "Суммой" и ее партнерами. В конце 2016 г. косвенная доля ДВМП в уставном капитале "Трансконтейнера" выросла до 25,07%.
Вопрос о приватизации контролируемых РЖД акций "Трансконтейнера" активно обсуждался в начале десятилетия. Однако в итоге этот пакет было решено внести в ОТЛК, которую для развития транзитных перевозок между Европой и Китаем РЖД планировали создать с коллегами из Белоруссии и Казахстана. В то же время в конце 2015 г. АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы" предложила изменить бизнес-модель СП на asset light ("без активов") - и эта идея впоследствии была согласована.
Это обстоятельство вновь возбудило интерес к активу у участников ж/д рынка, хотя правительство до сих пор обсуждает механизмы возврата этой доли в РЖД. В 2016 г. группа "Сумма" делала несколько предложений монополии о выкупе у нее доли в ж/д операторе, а представители группы говорили и об интересе к пакету "Благосостояния" (его исполнительный директор Юрий Новожилов, правда, позднее заявлял, что фонд не обсуждает вопрос продажи своей доли). Представители FESCO при этом заявляли, что группа не планирует продавать долю, поскольку "это стратегическая инвестиция", хотя и планов по увеличению пакета также нет за неимением средств.
Не исключал участия в приватизации "Трансконтейнера" и Globaltrans: об этом заявлял "Интерфаксу" генеральный директор группы Валерий Шпаков. А вице-президент РЖД Андрей Старков говорил, что вопрос о приобретении контрольного пакета оператора рассматривает Российский фонд прямых инвестиций со своими партнерами (при этом "Ведомости" писали, что "Благосостояние" обсуждает с РФПИ продажу доли "Трансконтейнера", причем в сделке могут участвовать арабские фонды и DP World).
О готовности купить контрольный пакет акций "Трансконтейнера" в марте говорил и бизнесмен Владимир Лисин, владеющий АО "Первая грузовая компания" (ПГК). По его словам, уже были соответствующие переговоры с "Российскими железными дорогами". "Подадим заявку (на участие в конкурсе, если РЖД его объявят - ИФ)", - говорил В.Лисин. Сумму, которую его структуры готовы заплатить за актив, он не уточнял.
Об интересе ПГК и других компаний к "Трансконтейнеру" еще в декабре говорил президент монополии Олег Белозеров. В то же время представители РЖД неоднократно подчеркивали, что монополия считает нецелесообразной продажу доли в операторе. "Мы видим "Трансконтейнер" не только как компанию, которая дает нам дивиденды. За последнее время у них серьезно выросли обороты и перевозки, и очень большой объем доходов, который они платят нам как инфраструктурной (организации - ИФ). Соответственно, мы заинтересованы в их развитии, чтобы больше заработать", - подчеркивал, в частности, О.Белозеров.
Он предлагал претендентам на "Трансконтейнер" самостоятельно создавать аналогичные контейнерные компании, расширяя этот рынок. Рассматривать вопрос о продаже оператора монополию может мотивировать только предложение о продаже за "какие-то уж совсем неприличные деньги", говорил лишь топ-менеджер. Такая же позиция РЖД была зафиксирована и в протоколе заседания комитета по стратегическому планированию совета директоров монополии, который рассматривал этот вопрос 23 декабря. На нем рассматривались несколько вариантов дальнейшего участия перевозчика в капитале контейнерного ж/д оператора, в том числе "полная или частичная продажа пакета акций", "разделение "Трансконтейнера" между акционерами" и "сохранение существующей структуры владения (статус-кво)". Менеджмент "Российских железных дорог" наиболее предпочтительным счел именно последний сценарий.
УЙТИ ПО-ФРАНЦУЗСКИ
Французский логистический оператор GEFCO занимается международными перевозками грузов автомобильным, железнодорожным, авиационным и морским транспортом, а также складской логистикой. Группа работает более чем в 150 странах - в Центральной и Восточной Азии, Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Южной Америке. Выручка GEFCO в 2015 г. составляла 4,173 млрд евро.
75% акций GEFCO "Российские железные дороги" купили у PSA Peugeot Citroen в 2012 г. за 800 млн евро. PSA осталась миноритарием - в том числе из-за стратегической важности деятельности GEFCO для автомобилестроительного концерна. Покупку прежнее руководство РЖД, а также транспортные чиновники мотивировали планами развития логистического направления в рамках стратегии развития российской ж/д монополии.
При этом в феврале О.Белозеров заявлял, что "Российские железные дороги" изучает вопрос о продаже своей части доли в GEFCO. "Нужно ли нам 75% - в этом вопрос. Мы можем оставить у себя просто контрольный пакет, при этом извлечь часть денег уже от увеличенной стоимости компании, которые направить в какой-то другой бизнес, который дал бы нам еще больший эффект", - говорил президент РЖД.
По его мнению, покупателем доли в случае решения о ее продаже должен быть "какой-то портфельный инвестор, кого интересует хорошая доходность". "Тем более, что у нас за последнее время увеличился объем прибыли, и мы стараемся зарабатывать не только на росте стоимости бизнеса, а в том числе и на выплате дивидендов. GEFCO сейчас нам дает из дочерних обществ львиную долю дивидендов", - отмечал глава РЖД. Кроме того, по мнению руководства монополии, этот инвестор мог бы привнести какие-то компетенции и для GEFCO, "может быть, какой-то сегмент мирового рынка".
Ранее советник президента "Российских железных дорог" Сергей Мальцев (тогда работал в статусе старшего вице-президента) отмечал, что менеджмент компании размышляет над инвестиционным статусом французского логистического оператора и перспективах развития этого актива с точки зрения интересов монополии. "GEFCO - это не чисто транспортно-логистическая компания. Это компания транспортной логистики автомобильной промышленности, где они молодцы, хорошо работают. И в связи с этим надо просто нам решить внутри себя: это у нас портфельная инвестиция или "якорная", - заявлял он "Интерфаксу". Во втором случае, по мнению топ-менеджера, необходимо отказываться от чисто "автомобильного" профиля актива, не мешая ему, однако, работать на этом рынке, "помогая, чем возможно на территории государств (присутствия - ИФ)".
"Русская тройка" была создана "Российскими железными дорогами" и FESCO в 2004 г. Сейчас монополии принадлежит 25% +1 акция, НПФ "Благосостояние" - 25% минус 1 акция. У ПАО "Дальневосточное морское пароходство" - 50%. Совместное предприятие занимается перевозками контейнеров по железной дороге. В парке оператора - более 1,6 тыс. фитинговых платформ.
Служба финансово-экономической информации