"36,6" раздвоилась
26.03.2012 00:15 | РБК daily
Как стало известно РБК daily, аптечная сеть "36,6" вслед за конкурентами запускает формат аптек низких цен. Недорогие аптеки носят имя ЛЕКО, и уже сотня точек в Москве и регионах сменила вывески. В представлении покупателей в аптеках "36,6" все слишком дорого, а сети необходимо наращивать трафик и продажи, считают эксперты. Для этого и нужно второе имя. В ЛЕКО поток покупателей будет выше, а коммерческие затраты на содержание точки - ниже. Это положительно скажется на финансовых результатах "36,6" уже в 2013 году, полагают аналитики.
О том, что "36,6" тестирует новый формат аптек эконом-класса, РБК daily рассказал источник в Hi Capital (владеет 22,6% акций аптечной сети "36,6"). По словам собеседника, в эксперименте участвует несколько десятков аптек в Москве и Нижнем Новгороде. В "36,6" рассматривают пять-шесть названий для сети нового формата.
Как удалось выяснить РБК daily, в "36,6" работают над этим проектом с конца прошлого года, и в настоящий момент компания уже определилась с названием. Сеть аптек эконом-класса будет развиваться под брендом ЛЕКО. Под этой вывеской на сегодняшний момент открыто около ста точек в Москве и регионах. В их ассортименте лекарства по сниженным ценам, а также товары под собственной торговой маркой в категориях "лекарґственные средства" и "товары массового спроса". Источники, близкие к руководству "36,6", подтвердили эту информацию, однако от дальнейших комментариев отказались.
В конце января стало известно о смене гендиректора "36,6": на место Валерии Солок, руководившей компанией с 2009 года, пришел исполнительный директор "36,6" Андрей Сливченко, ранее также занимавший пост директора по корпоративным финансам сети. Новый глава компании сразу заявил, что главным приоритетом для него является повышение доходности и операционной эффективности розницы.
Новый менеджмент пришел с пониманием того, что с их аптечным бизнесом необходимо что-то делать, говорит аналитик "Атон" Иван Николаев. Аптеки "36,6" всегда считались дорогими, именно поэтому люди туда не ходят и трафик у сети падает, описывает ситуацию г-н Николаев. "Эту установку в сознании населения поменять невозможно, поэтому и пришло решение о параллельном запуске более дешевой сети под новым брендом", - объясняет аналитик.
Практически все крупные аптечные сети поняли, что работать в моноформатном режиме стало сложно, и пробуют себя в формате дискаунтеров, напоминает руководитель департамента аналитических исследований и консалтинга "Фармэксперта" Николай Беспалов. "Ригла" развивает сеть "Будь здоров", А5 - "Норма", "Фармакор" - "Экономь!". "Дискаунтеры работают за счет трафика, - говорит г-н Беспалов. - Они не тратят деньги на оформление витрин, предлагают минимальный ассортимент парафармацевтики и делают низкую торговую наценку на лекарства. Благодаря низким ценам потребитель зачастую едет в такие аптеки с другого конца города".
Выручка на одну аптеку-дискаунтер может быть в разы выше, чем в обычной аптеке "36,6", говорит Иван Николаев. Валовая маржа в дискаунтерах ниже, но и коммерческие затраты на одну аптеку тоже ниже, поскольку в них, например, не требуется большого количества персонала. "Затраты на ребрендинг тоже невелики, поскольку аптеки под новым брендом открываются в помещениях "36,6", меняются только вывески", - добавляет г-н Николаев. За счет больших продаж и меньших затрат такой формат положительно влияет на EBITDA, причем эффект скажется быстро - уже в 2013 году, прогнозирует аналитик.
Вряд ли стоит переводить под этот формат более 30% своих аптек, необходимо взвешенно подходить к этому процессу, полагает г-н Беспалов. Целесообразно развивать новый формат в спальных районах, в центре города лучше оставить бренд "36,6", добавляет г-н Николаев. Если концепция будет успешна, под новый бренд компания может перевести и половину сети, считает он.