Минпромторг просят вмешаться в ситуацию вокруг «Тольяттиазота»Читать полностью:
http://www.rbcdaily.ru/2012/01/13/industry/562949982511734Разруливать ситуацию с остановкой производства на «Тольяттиазоте» (ТоАЗ), которому «Укртрансаммиак» перекрыл трубу, по-видимому, придется на межправительственном уровне. Украинская сторона путается в показаниях, называя сразу несколько причин коллапса. Сам ТоАЗ заговорил о целенаправленном саботаже.
Прокачку аммиака с ТоАЗа украинская госкомпания «Укртрансаммиак», оператор украинского отрезка аммиакопровода Тольятти — Одесса, прекратила еще 16 декабря, однако объяснение своим действиям она дала только в ответ на поднятую тольяттинским предприятием шумиху в СМИ. Согласно сообщению, распространенному ею вчера, в 2011 году «Укртрансаммиак» перекачал 1,67 млн т аммиака с ТоАЗа, на 29% больше согласованного по документам объема. Представитель ТоАЗа заверил РБК daily, что это не соответствует действительности, напротив, объем перекачки был меньше оговоренного на 50 тыс. т.
Параллельно украинская сторона утверждает, что снижение объемов перекачки связано с просьбой Одесского припортового завода (ОПЗ, конечный пункт аммиакопровода) временно перекрыть трубу. Правда, в пресс-службе ОПЗ от причастности к деятельности «Укртрансаммиака» сразу открестились. «Причины возможно имеющего место снижения объемов перекачки аммиака по аммиакопроводу Тольятти — Одесса нам неизвестны», — ответили РБК daily в пресс-службе завода.
Кроме того, говорится в сообщении «Укртрансаммиака», проблемы с прокачкой связаны с необходимостью проведения ремонта на насосной станции №10. Этот довод ТоАЗ ставит под сомнение: о ремонте насосной станции оператор всегда уведомляет завод заранее, а в этот раз телефонограмма поступила только вчера, т.е. почти через месяц после остановки прокачки. Не получили уведомления о ремонте и россошанские «Минудобрения», также подключенные к аммиакопроводу Тольятти — Одесса. На россошанском заводе рассказали РБК daily, что с 27 декабря их аммиак также не транспортировался, но по другим причинам: судно, которое должно было забрать продукцию в порту «Южный», опаздывало (тогда как танкеры, которые прибыли за тольяттинским аммиаком, простаивали). Прокачка возобновилась 3 января, но тогда трубу «Минудобрениям» перекрыл уже российский оператор аммиакопровода — «Трансаммиак». Впрочем, с вечера 5 января транспортировка осуществляется нормально.
По мнению ТоАЗа, трудности не могут объясняться технологическими причинами. Убытки в сложившейся ситуации несут все участники (по подсчетам ТоАЗа, сам он недополучил более 500 млн руб., «Трансаммиак» — 50 млн руб., российские бюджеты — 100 млн руб., Украина в лице непосредственно «Укртрансаммиака» и бюджета — 3,2 млн долл.), поэтому «есть основания предполагать, что украинская компания действует в интересах третьих лиц, заинтересованных в дестабилизации ситуации на тольяттинском заводе», делает вывод «Тольяттиазот».
«Если бы отключение было в рамках нормальной бизнес-практики, завод получил бы предупреждение. Кроме того, это повлияло бы на работу других поставщиков, — рассуждает Константин Юминов из Raiffeisenbank. — Поэтому вряд ли проблема техническая. Возможно, на завод действительно пытаются оказывать влияние третьи лица в собственных целях».
Вмешаться в ситуацию, очевидно, придется Минпромторгу. Губернатор Самарской области Владимир Артяков уже обратился к Виктору Христенко с соответствующей просьбой. «Вряд ли Минпромторг откажется вмешаться, речь идет о крупном градообразующем предприятии. Главное, насколько эффективны будут его действия», — говорит г-н Юминов. В Минпромторге обращение Артякова не прокомментировали. В Агентстве госимущества Украины, которому подведомственен «Укртрансаммиак», на запрос РБК daily, поданный три дня назад, так и не ответили, сославшись на задержку данных от самой фирмы