Как ГАЗ осваивает 200-миллионные инвестиции в сборку Volkswagen и SkodaС тех пор как Горьковский автозавод закрыл собственные конвейеры по сборке легковых автомобилей (последняя «классическая» Волга сошла с конвейера в 2008 году, а последняя модерновая Siber — в 2010-м), предприятие продолжало работу благодаря производству грузовых автомобилей, коммерческого транспорта и спецтехники. Новую же жизнь в легковой ГАЗ вдохнули иностранные партнеры. Один из них — немецкая Volkswagen Group наконец показала нескольким журналистам новую линию крупноузловой сборки (SKD) автомобиля Škoda Yeti и пообещала, что к концу 2012 года будет запущен конвейер по полной сборке (CKD) этой модели. По словам председателя правления и генерального директора Škoda Auto Винфрида Фаланда, совместные инвестиции VW Group и Группы «ГАЗ» в проект составят около 200 млн евро, и на их возврат VW Group рассчитывает не ранее, чем через семь–десять лет.
Гигант и партнеры
Горьковский автозавод жители Нижнего Новгорода ласково называют гигантом. Территория ГАЗа и правда впечатляет: вдоль всех его зданий — административных, производственных, коммерческих — проходит четыре станции метро. «Сокращение затрат — путь к повышению заработной платы», — гласит прописная капиталистическая истина на красном холсте, украшающая одну из проходных гиганта. К слову, средняя зарплата производственных рабочих группы ГАЗ составляет 26 тыс. руб., что вполне неплохо по региональным меркам. Причем руководство ГАЗа заверяет, что она не зависит от того, на каком конвейере работают сотрудники — родном газовском или совместном с иностранными партнерами. «Зарплата не должна быть единственным стимулом для наших рабочих, которые будут набираться для проектов с иностранными партнерами. Их должен мотивировать сам факт, что они будут собирать качественные иномарки», — поясняет Наталья Варюхина, руководитель проекта Volkswagen/Skoda на АЗ «ГАЗ».
Другой стимул — возможность обучения и повышения квалификации. 17 февраля на Горьковском автозаводе состоялось открытие учебного центра, созданного в рамках сотрудничества группы ГАЗ с Volkswagen Group Rus. Проект стартовал с благословения всего высшего руководства компаний-участников — президента группы ГАЗ Бу Андерссона, председателя правления Škoda Auto Винфрида Фаланда и даже губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева. В общей сложности в учебном центре пройдет обучение свыше 2700 рабочих предприятия — именно столько сотрудников будет задействовано в совместном с немцами производстве (всего же на ГАЗе сегодня трудится более 27 тыс. человек). Общий объем средств, вложенных партнерами (в равных долях) в организацию учебного центра, составил порядка 3 млн евро. Еще около 2,5 млн евро будет направлено на стажировки специалистов ГАЗа на европейских предприятиях VW и Škoda.
От сотен к тысячам
Помимо VW Group линию CKD-сборки на ГАЗе сейчас налаживает и американский концерт General Motors, который в 2013 году планирует начать собирать на заводе в Нижнем Новгороде модель городского автомобиля Chevrolet Aveo. Немцы, однако, решили не терять времени даром и параллельно запустить два процесса: пока монтируется конвейер полной сборки, в соседнем цехе уже с ноября 2011 года стартовала SKD-линия, с которой уже сходят новенькие кроссоверы Škoda Yeti. Пока, впрочем, не слишком впечатляющими темпами. Рабочие трудятся в одну смену, собирая 26 автомобилей в день. Всего за ноябрь–декабрь 2011 года сошло с конвейера 300 Yeti — капля в море по сравнению с общими продажами этой модели в прошлом году (8000 штук). «В этом году мы планируем как минимум удвоить продажи этой модели», — отмечает руководитель направления PR «Škoda Auto Россия» Тимур Алиев. Нынешними темпами конвейер на ГАЗе сможет обеспечить представительству 6–7 тыс. моделей, то есть около трети планируемого спроса на модель.
Полный цикл CKD-сборки позволит заметно нарастить производство. Там речь уже будет идти о трехсменном графике и возможности собирать пару тысяч автомобилей в месяц, если потребуется. Заместитель руководителя проекта VW / Škoda Владимир Горынин с гордостью демонстрирует обновленные павильоны и цеха автозавода, где уже сейчас монтируется новое (и модернизируются старое) оборудование для линий полной сборки. Фоторепортаж о том, как все выглядело здесь до и после, размещенный на стенде в будещем сварочном цеху, впечатляет контрастом останков советского наследия и современного сборочного цеха. После газовского первопроходца Yeti VW Group планирует запустить в производство в Нижнем Новгороде еще две модели — российский бестселлер Škoda Octavia, которая сейчас собирается на заводе концерна в Калуге, и модель Volkswagen Jetta. Общий объем производства превысит 100 тыс. автомобилей в год.
За организацию внутренних процессов на производстве ответственность несет ГАЗ, а за внешние — представители Škoda и Volkswagen. Контроль качества тоже за немцами и чехами. Председатель правления Škoda Auto Винфрид Фаланд в интервью РБК daily поручился, что Yeti, собранные на заводах в Чехии и в России, абсолютно одинаковы. Короткий тест-круг по специальному испытательному треку на территории завода на только что сошедших с конвейера кроссоверах действительно видимой разницы не выявил: в салоне ничего не гремит, тормоза в порядке, подвеска радует. Дай бог, чтобы так и было на реальных российских дорогах. В конце концов, неужто даже с помощью иностранцев российские предприятия не в состоянии собирать качественные автомобили? Винфрид Фаланд и его команда верят, что могут. В отличие от поставщиков — о дальнейшей локализации в России производства запчастей, по словам главы Škoda Auto, говорить еще рано.
Читать полностью:
http://www.rbcdaily.ru/2012/02/20/industry/562949982856799